Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

Международная научно-практическая конференция

ПОЛЕВЫЕ ЗАПИСИ ЗВУКА: 

МУЗЫКА, РЕЧЬ, ЛАНДШАФТ

онлайн: 5–8 октября 2021 г.

офлайн: 5–15 октября 2021 г. 
Москва, Санкт-Петербург

Для участия в конференции необходимо 
до 25 апреля 2021 г.заполнить
электронную форму

Cтраница конференции в facebook

Звук – это физический, психический и культурный феномен, который для человека в первую очередь служит источником информации о событиях, процессах, сиюминутных изменениях в окружающей среде – словом, о том, что происходит здесь-и-сейчас. В связи с этим фиксация звуковых явлений, воспроизведение или точная имитация звуков, произошедших когда-то в прошлом где-то в другом месте – это своего рода попытка перехитрить время, сделать реальность более управляемой. 

Началом истории звукозаписи можно считать появление письменности, так как речь – это прежде всего звуковое явление. В истории европейской музыкальной культуры приёмы записи/нотации звука долгое время развивались в направлении повышения точности инструкций по воспроизведению музыкальных композиций. Стандартизация конструкций музыкальных инструментов и исполнительских техник также способствовала большей точности воспроизведения музыкальных произведений и обеспечивала относительную неизменность их звучания в разных исполнениях. И уже в XX веке, после появления таких технологий записи и воспроизведения звуков, которые не требуют человеческих усилий по извлечению этих звуков здесь-и-сейчас, в истории европейской академической музыки произошёл поворот в сторону освобождения от стандартов нотации, интерпретации, исполнительских приёмов и принципов композиции. В некоторой степени можно считать, что ответственность за точность фиксации и воспроизведения звука была переложена с человека на механические/цифровые устройства. И действительно, технология и индустрия звукозаписи развивается в первую очередь в направлении увеличения соответствия зафиксированного звука реальному, вернее, в направлении усиления психофизиологического эффекта, который звук оказывает на человека – эффекта соприсутствия событию. 

Говоря об описании и изучении звуковой картины мира, мы неизбежно приходим к концепции «humanly organized sound». Она включает в себя и дополнение повседневных звуковых ландшафтов «благоприятными» звуками, и отказ от некомфортных источников, интерпретируемых как «шум». Так или иначе, в своей повседневности мы имеем дело с выборочно воспринимаемым звуком, имея на то и культурные, и физиологические обоснования. Диапазон «неслышимого» так же значим для sound studies, как и «озвученная» модель мира. 

И ещё один важный акцент в приведённой выше формулировке – концепция человека как слушателя и как производителя звуков. Звуковая реальность гораздо шире обусловленной человеческим восприятием: современный подход антропологии «по ту сторону человека» предлагает отойти от доктрины антропоцентризма и воспринять множество сущностей, таких как «растение», «минерал» или «животное» в качестве и слышащих, и слушающих, и воспроизводящих звук.

Несмотря на то, что технологии звукозаписи активно используются исследователями культуры (этнологами, этномузыкологами, фольклористами, лингвистами и др.), вопросы о том, какую роль сам феномен звукозаписи играет в культуре, обсуждаются редко. Именно этим вопросам посвящена научно-практическая междисциплинарная конференция о полевых записях звука, основная задача которой – организовать взаимообмен опытом работы со звуковыми явлениями между исследователями языка и культуры, музыкантами, композиторами и саунд-артистами, технологами, инженерами и программистами, саунд-дизайнерами и другими специалистами, вовлечёнными в практики фиксации, анализа и реконтекстуализации звука. 

В ходе конференции мы планируем обсудить следующие темы:

— Звук в традиционной культуре: акустика и семантика

— Звукозапись в фольклорных экспедициях: от фонографа до цифровых технологий

— Антропология и экология звука: теория, перспективы

— Фиксация, анализ, преобразование звука: практика исследований

— Репрезентация и реконтекстуализация записанного звука

— Искусственный слух, искусственный интеллект

— История звукозаписи и интерпретации звука

— Ситуация записи в поле VS желаемый (?) результат

— Позиция и роль записываемых и записывающих

В рамках конференции будут проведены лекции ведущих ученых и будут организованы:

круглые столы

— Музыкальная этнография и этномузыкология в системе высшего образования

— Создание современных образовательно-информационных ресурсов на основе фольклорно-этнографических фондов

— Сохранение и публикация полевых записей: архивы, лейблы, веб-ресурсы

— Межинституциональное сотрудничество: наука, музыка, кино, музей, школа 

мастер-классы и практикумы

— Тактики и технологии записи звука в поле

— Современные технологии реставрации полевых записей 

— Методы работы с фольклорными архивами и базами данных 

экспериментальные программы

— звуковые прогулки в двух городах

— инсталляция (в фокусе вопросы о материальных носителях зафиксированного звука, режимах воспроизведения и о телесном опыте человека, слушающего запись)

— сессии [концертного] прослушивания аудиозаписей 

К участию приглашаются специалисты в области этномузыкологии, музыковедения, антропологии/этнологии, фольклористики, лингвистики, саунд-арта, звукорежиссуры, звуковой инженерии, ИТ-технологий, ИИ-систем, программирования, музееведения, философии, социологии, искусствознания и культурологии. 

Рабочие языки конференции: русский и английский.

Место проведения конференции: Институт этнологии и антропологии РАН (Москва) + онлайн. 

Часть мероприятий конференции будет проходить в Пушкинском доме ИРЛИ РАН (Санкт-Петербург), а также на независимых площадках Москвы и Санкт-Петербурга.

Для участия в конференции необходимо до 25 апреля 2021 года заполнить электронную форму: https://forms.gle/2i1SdYoSWGosJAQZ7

Программный комитет оставляет за собой право отбора поступивших заявок. 

По результатам конференции предполагается публикация сборника статей (в электронном виде). Избранные статьи могут быть опубликованы в рецензируемых журналах.

По всем вопросам, связанным с участием в Конференции, можно обращаться по адресу: fieldsoundrecordings@gmail.com

Организационный взнос за участие в конференции не предполагается и не взимается.

Программный комитет

— Д.А. Функ (д.и.н., профессор, Институт этнологии и антропологии РАН), председатель программного комитета

— В. В. Головин (д. ф. н. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН), сопредседатель программного комитета 

— Д.В. Арзютов (к.и.н., Royal Institute of Technology, Stockholm, Sweden; Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН)

— Е.А. Дорохова (к. иск., Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Государственный Российский Дом народного творчества)

— Р.Н. Игнатьев (к.и.н., Институт этнологии и антропологии РАН)

— Т. Левин (PhD, Дартмутский колледж, Хановер, США)

— В.В. Пээмот (Университет Хельсинки, Финляндия)

— С.В. Подрезова (к. иск., Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН)

— Л. А. Ткачук (независимый исследователь)

— В.О. Филатова (Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН)

— Е.И. Якубовская (к. иск., Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН)

Оргкомитет конференции

— С.В. Подрезова (к. иск., Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН), председатель организационного комитета

— В.О. Филатова (Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН), сопредседатель организационного комитета

— С.Г. Николова (к. пед. н., Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН)

— М.А. Мочалова (Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН)

— Е.А. Склярова (Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН)

— Н.Э. Суженис (Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН)

— Л. А. Ткачук (независимый исследователь)